Убийство |
"...Я воскресну и спою" - Игорь, ...ты
не умирал и никуда не уходил, ты всегда с нами" |
(Л. Дербенев) |
|
Данный материал взят в
сокращении из нового издания книги "Монолог" (авторы:
Т.Талькова, И.Петрищева, см. раздел "Книги"), которая
вместе с другими материалами (видео кассеты, новая серия альбомов на
CD и кассетах с ранее не публиковавшимися песнями, фотографии и
многое многое другое) продаются в музее Игоря
Талькова. Настоятельно рекомендуем приобрести эту книгу. |
ХРОНИКА
ТРАГИЧЕСКОГО ДНЯ. |
ПОЧЕМУ УБИЙЦА ТАЛЬКОВА ТАК И НЕ
ПРЕДАН СУДУ? |
Поздним вечером 4
октября Игорь приехал с очередного выступления; ужин, чай. А потом
почти всю ночь, до рассвета мы с ним просто беседовали, лежали и
говорили. Удивительно... Такое впечатление, что он тогда
действительно прощался. Он вспомнил всех - родных, про каждого
что-то сказал, вспомнил всех из группы, давая какие-то
характеристики, комментируя. Напутствовал меня, о сыне говорил, даже
любимого кота не забыл. Как завещание оставил, с чего бы?.. И при
этом очень переживал, все говорилось с болью, с сожалением. Причем
говорил как-то отстраненно, как о том будущем, в котором его уже не
будет рядом. Но тогда это воспринималось нормально; мы ведь часто
разговаривали, какие-то откровения у него бывали... |
Где-то числа 3-4
октября состоялся короткий телефонный разговор, во время которого
Игорь был очень немногословен, тем не менее прозвучало
принципиальное: "Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я
принимаю ее. Посмотрим, кто выйдет победителем". Все это вселяло
определенное беспокойство. |
Еще зимой, по случаю,
был приобретен газовый пистолет. Уезжая, Игорь никогда его с собой
не брал, но настаивал, чтобы он был при мне, особенно когда я
выходила по вечерам с Игорьком (с сыном). Он всерьез наставлял меня,
чтобы я снимала его с предохранителя, входя в подъезд, держала бы
руку в кармане наготове. Я относилась к этому с улыбкой. Но Игорь
говорил, что если захотят сделать ему больно, то действовать будут
именно через близких людей. Он приобрел пульки: желтые и синие,
какие-то слезоточивые, какие-то паралитические. Но, наверное, они
уже тогда были просроченные, негодные. |
Кстати, стрелять он не
умел. Когда порой, гуляя, мы заходили в тир - раньше ведь они были
везде, на каждой набережной, - у меня это получалось. А он всегда
мазал и злился, как ребенок. Агрессии в нем не было... Нормы ГТО он
бы никогда в жизни не сдал. |
Поведение Игоря вечером
накануне отъезда было не совсем обычным: никакой спешки при сборах,
никаких поцелуев на бегу. Он стал раньше собираться, вдруг спросил,
не хочу ли я поехать с ним, долго говорил с Игорьком, наказав, чтобы
тот хорошо себя вел, слушался маму. Попрощался с сыном, как со
взрослым, за руку. Не забыл и с котом попрощаться. Как правило, я
сама отвозила Игоря на вокзал или в аэропорт, но на этот раз за ним
заехал Шляфман. По лестнице Игорь всегда сбегал. А тут - спускается,
рука на перилах, и долго смотрит на наш этаж, пролет этот маленький.
Такое ощущение, будто запоминал. Вышла я на балкон, посмотрела вниз
- все махал рукой. Это было так нехарактерно для Игоря. Если б
знать, остановить бы... Но тогда я этому не придала значения, и
только на следующий день это пронзительно вспомнилось... |
К началу дневного
концерта Игорь уже был на площадке Дворца спорта "Юбилейный". Ребята
с телевидения предложили ему съездить отсмотреть снятое в августе
уже упоминавшееся выступление на Дворцовой. А там, еще в его
отсутствие, стал зарождаться конфликт. Концерт уже начался, кто-то
выступал. Малахов в начале концерта подошел к ведущему и сказал, что
будет перестановка, надо поменять местами Талькова и Азизу, так как
она якобы не успевает подготовиться к выходу. Хотя на тот момент
Азиза уже была на площадке, сидела в кафе вместе с другими
артистами, а Талькова действительно еще не было. Ведущий ответил,
что просьба Малахова вне его компетенции и необходимо обсудить этот
вопрос с устроителями концерта. Через какое-то время Малахов вновь
подошел и стал говорить более настойчиво и угрожающе (дес-кать, "я
тебе говорю, значит..."). А дело в том, что в связи с телевизионной
съемкой концерт был не "живой", а под фонограмму, и в аппаратной все
фонограммы уже были заряжены в соответствии с очередностью
выступлений. Ведущий стал объяснять Малахову, что это целый процесс
и только организаторы концерта вправе решать такие вопросы, не
говоря уже о том, что и с самим артистом надо договориться. Тем не
менее под напором Малахова ведущий передал администра-тору его
требование и попросил выяснить, есть ли договоренность с Тальковым,
чтобы не было неразберихи. Девушка-администратор зашла в гримерную
Игоря, в которой уже находились несколько человек из коллектива, и
сказала костюмерше Маше Берковой: "Поторопитесь, там вас местами
меняют, вам раньше выходить". Вскоре приехал с телевидения и сам
Игорь, в очень хорошем расположении духа, сразу же стал
рассказывать, какая замечательная съемка, как ему понравилось. Маша
его поторопила, объяснив си-туацию. Он совершенно спокойно это
воспринял. Быстро стал одеваться, сказав между прочим: "Рубашку не
будем, дай мне черную майку". Почему-то в этот день он оделся во все
черное. В принципе он был готов, надо было только куртку надеть и
причесаться. |
Периодически
заглядывала девушка-администратор: "Ну как, все нормально?" Азиза,
якобы не успевающая загримироваться и переодеться, все еще
продолжала сидеть в кафе. Кстати, она и приехала уже в макияже, ей
оставалось толь-ко платье надеть. И ее уже почти уговорили идти
своим номером. Администратор даже подошла к ведущему и сказала, что
если вдруг пойдет фонограмма Азизы, а она не успеет, будет
артачиться, выйди и скажи, что Азиза на гастроли в Америку уехала.
|
Шляфман же, вернувшись
с телевидения, решил сам узнать, кто выступает, сколько времени до
выхода Игоря. И в этот момент ему кто-то сказал, что "вас поменяли
местами". |
-Как это? Кто это? |
-Друг Азизы, представился ее
администратором. |
Малахов в третий раз
подходит к ведущему, угрозы его приобретают вполне конкретный
характер: "Меняй местами, иначе пожалеешь!" |
Шляфман тем временем
возвращается в гримерку, где Игорь был уже практически готов к
выходу на сцену. |
-Там какой-то Малахов
тебя местами меняет. То есть сама подача информации была рассчитана
на соответствующую реакцию Игоря: |
-Да, а почему это? Иди выясни.
|
Шляфман отправляется на
переговоры с Малаховым. Возвратившись через несколько минут (все
ведь очень быстро произошло), говорит, что Малахов называл его
"Васьком", угрожал, представившись "дельцом теневой экономики", да и
самого Талькова тоже "опустил" и т.д. |
-Ну тогда иди и скажи,
что я либо своим номером буду выступать, либо вообще не выйду.
|
Таким образом, конфликт
стал приобретать откро-венно принципиальный характер, и все
разговоры о том, что Тальков якобы не захотел уступить свое близкое
к финалу и, стало быть, по неписаным законам шоу-бизнеса, более
"престижное" место в концерте, - все это абсурд. Так называемая
"демократическая" пресса ("Аргументы и факты", "Московский
комсомолец", "Огонек" и иже с ними) в первые же дни после трагедии
тщилась представить произошедшее как "мужскую заваруху", "пьяную
драку", столкновение амбиций двух "звезд", не поделивших место в
концерте. Благо, проведенная судмедэкспертиза неопровержимо
доказала, что Тальков в день гибели был абсолютно трезв (в крови не
было обнаружено ни грамма алкоголя). Что же касается мнимой
мотивации произошедшего, то происходила очевидная подмена понятий,
повода и причины, то есть поверхностного и глубинного течений.
|
Для Игоря не имело
никакого значения, когда выступать - в начале или в конце концерта.
Он выходил с такой программой, которая разом концентрировала на нем
внимание зрителей; и в определенном смысле для более полноценного
восприятия аудиторией глубокого содержания его песен-пророчеств,
песен-баллад он был заинтересован в выходе на сцену до того момента,
когда зал настраивался на сугубо танцевальный лад. Игорь не
претендовал на закрытие того концерта. Тем более он очень хотел
погулять по городу, и чем раньше он отработал бы свое первое
выступление, тем больше времени осталось бы до его выхода в вечернем
концерте. Действия Шляфмана носили такой провокацион-ный характер,
что поверить в их непреднамеренность очень сложно, почти невозможно.
Как типичный провокатор, он бегал от одного участника назревающего
конфликта к другому, передавая, возможно, и в несколько утрированном
виде, некие нелицеприятные выражения, разжигая и нагнетая ситуацию,
в общем-то, на пустом месте. |
Наконец Игорь сказал:
"Зови сюда этого "дельца", поговорим". В сущности, Талькову был
брошен публичный вызов - наглый, дерзкий, хамский, возмутительный.
Будучи человеком чести, с обостренным чувством собственного
достоинства, он просто не мог его не принять. Кстати, Малахов
первоначально отказывался идти в гримерку, но Шляфман настоял.
|
16.15. Малахов в
сопровождении Шляфмана заходит в гримерную, начинает разговор в
оскорбительных тонах, ведет себя вызывающе. Игорь, естественно, не
мог остаться хладнокровным в такой ситуации, стал, что называется,
"заводиться". А это выражалось в том, что он начинал тише говорить,
то есть это было состоя-ние внутреннего накопления отрицательной
энергии и выплеск мог произойти совершенно неожиданно. Ребята это
знали и, пытаясь "погасить" ситуацию, стали выводить Малахова из
гримерки. И в коридоре через несколько мгновений конфликт был
практически исчерпан. Но тут опять же появляется Шляфман и бросает
Малахову: "Ну что, обосрался драться?!" Стоп! Получается, что он
привел раздраженного, разгоряченного Малахова в гримерку Талькова,
заведомо зная, что там конфликт может принять крайние формы, а
именно - может произойти драка (а это, как минимум, компрометация
Талькова)? Это он то, администратор, который по долгу службы обязан
был утрясать все подобные вопросы на своем уровне и ни в коем случае
не выводить их решение на уровень "разборок" с артистом, да еще за
несколько минут до выхода на сцену. |
16.17. Итак, роковая
фраза произнесена. Малахов достает пистолет. Как бы ожидавший именно
этого момента, Шляфман вбегает в гримерку: "Игорь, дай что-нибудь,
он достал "пушку", - прекрасно зная, что на этот раз Игорь захватил
с собой (впервые!) свой газовый пистолет. С какой стати он вдруг
взял его в эту поездку? Возможно, именно Шляфман и науськивал его,
утверждая, что так будет безопаснее. Я даже говорила, ну зачем ты
его берешь, сейчас-то вы едете на поезде, а оттуда в Сочи уж
наверняка полетите самолетом. "Не переживай, что-нибудь придумаем".
Такое впечатление, что он ехал в один конец... Невозможно
представить себе, чтобы Игорь отдал Шляфману пистолет, а сам стал бы
отсиживаться в гримерке, когда его ребята подвергаются опасности.
"На его "пушку" (револьвер системы "наган", заряженный, как позже
выяснилось, тремя боевыми патронами) у нас своя найдется", - говорит
Игорь и спокойно, не резко берет сумку, извлекает оттуда пистолет,
передергивает затвор, распахивает дверь и тут же стреляет два-три
раза. Как уже упоминалось, должного эффекта от выстрелов не
последовало. |
Малахов к тому времени
уже стал убирать свой револьвер, но тут снова выхватил его.
Телохранитель Саня Барковский навалился на него сзади; поспевают еще
двое ребят, стараясь вырвать пистолет, выкручи-вают ему руки. Чтобы
как-то "обезвредить" Малахова, Игорь подбегает вплотную и пытается
ударить его по голове рукояткой газового пистолета. Раздаются
выстрелы уже из боевого оружия (позже были извлечены пули: одна из
ящика из-под аппаратуры, другая ушла в пол). Показательно, что в
этот момент не оказалось рядом никого из милицейской охраны Дворца
спорта, а она в тот день была весьма многочисленная (что явствует и
из видеоматериала, отснятого уже после рокового выстрела). Раздается
еще один, последний - третий выстрел. Пистолет у Малахова выбит.
Игорь, выронив свой, пятится назад, прижав руки к груди, произносит:
"Как больно!" - проходит в состоянии шока несколько шагов по подиуму
по направлению к сцене и падает навзничь у большого зеркала...
|
Оружие оказывается у
Шляфмана, который прячет его в бачок в туалетной комнате. Далее по
цепочке: Эля Касимати (помощница Азизы), Азиза и... наган
возвращается к его владельцу. Малахов, никем не за-меченный,
проходит через зрительный зал, сквозь ряды, оказавшись на улице,
садится в машину и уезжает. Потом, с его слов, разбирает револьвер и
выбра-сывает его частями в воды Фонтанки и Мойки. |
16.37. Зафиксировано
первое обращение в "скорую помощь". Директор программы посылает
ведущего остано-вить концерт. Тот срывающимся голосом сообщает о
случившемся и просит пройти за кулисы врачей, если такие есть в
зале. Начальник медпункта "Юбилейного" врач Игорь Петушин был на
концерте и, услышав объявление, поспешил за кулисы, где уже была
медсестра. Еще до приезда "скорой" они делают две инъек-ции: раствор
кар диамина и кровоостанавливающее. |
16.53. Игоря вносят в
машину скорой помощи. В истории болезни на этот момент записано:
"Сердцебиение, дыхание, пульс отсутствуют. Зрачки максимально
расширены". "Скорой помощи" запрещается брать мертвых, но врач, видя
возбужденную толпу, плачущих ребят из группы и учитывая полный зал
фанатов, решает отвезти раненого с диагнозом "клиническая смерть" в
ближайшую больницу (на самом деле была уже биологическая смерть).
|
17.00. В больнице
"скорой помощи" № 10 врачи подняли умершего в реанимацию, опять же
по деонтологическим соображениям: чтобы отделить сопровож-дающих.
Жизнь органов тела поддерживалась искусственным дыханием. |
У Игоря оказалось
огнестрельное пулевое слепое проникающее ранение грудной клетки с
повреждением сердца, легкого, органов средостения, массивная,
запредельная, острая кровопотеря. "С таким ранением не живут,
несколько шагов и все..." - сказали врачи. Он и сделал эти шаги - к
сцене... "Если бы даже на месте был развернут операционный стол и
была бы готова бригада в ожидании такого ранения, и то шансы были бы
практически нулевые. По сути, Тальков был убит на месте..."
|
Я не верю результатам
вскрытия, не понимаю, почему при слепом ранении в грудь так много
крови было под Игорем, со стороны спины. Я не исключаю и того, что
выстрел был произведен кем-то третьим, что ранение носило другой
характер, с более дальнего расстояния. По свидетельству очевидцев,
кто-то постоян-но мелькал у решеток (там ведь множество лестничных
пролетов и дверей). Шляфман в тот момент, когда все вызывали
"скорую", набрал какой-то номер и про-изнес два слова: "Тальков
убит". Кому он звонил, зачем, перед кем как бы отчитывался о
проделанной работе? |
Какое доверие могут
вызывать результаты этой хваленой комплексной экспертизы, если в
основу исчислений положены неверные исходные данные. |
Я допускаю, что меня не
должны были пустить в морг до вскрытия; но мне ведь и с делом не
дают ознакомиться. Если в начале 90-х Петербургская прокура-тура
дала согласие на то, чтобы я ознакомилась с час-тью дела, то из
Москвы пришел категорический отказ. Не так давно предприняла еще
одну попытку получить разрешение, но говорят: "Перезвоните, конечно,
по-стараемся, но..." Пока дело "приостановлено" (очень удобная
формулировка!), даже потерпевшая сторона не имеет права ознакомления
с ним. Но ведь в таком состоянии оно может находиться сколь угодно
долго. |
Однажды в 1983 году,
когда Игорь с другими музы-кантами летел в самолете на очередные
гастроли, кто-то из ребят с испугом говорил об авиакатастрофах. На
что Игорь произнес: "Не бойтесь со мной летать. В авиакатастрофе я
никогда не погибну. Меня убьют чуть позже, при большом стечении
народа, и убийцу не найдут". Напророчил... Ушел "таинственным
гонцом", унеся с собой и тайну своего ухода. |
Думаю, что миссия
Игоря, как и большинства русских поэтов, осталась недовыполненной. И
все же |
Они не умирают, а уходят, На память нам
оставив жизнь свою... |
Вечная память тебе,
ИГОРЬ... |
Т.
Талькова | |
|
|